Недоступное золото лорда Китченера

  • Отзывы :0
  • Просмотров: 709
  • 0

Летом 1916 года на помощь русскому царю был отправлен британский крейсер «Хемпшир» с грузом в 10 миллионов фунтов стерлингов золотом. Часть груза в слитках, часть в монетах. Золото было упаковано в металлические ящики. Британия решила выделить России кредит и первый взнос будущего кредита был на корабле. Ценности вез военный министр лорд Китченер. Он должен был на месте узнать положение дел союзницы Британии и определить размеры необходимой военной помощи и кредитов. В Российской империи надвигалась революция. Крейсер сопровождали два легких эсминца. Но встречный ветер тормозил эскорт, и эсминцы отстали.

Внезапно в сумерках раздался мощный взрыв, а за ним другой, которые сотрясли весь корабль. "Хэмпшир" стал быстро погружаться носом, кренясь на правый борт. Через 15 минут все было кончено. В живых осталось только двенадцать человек – ледяная вода и сильное волнение серьезно осложнили спасение команды. Лорда Китченера среди спасённых не оказалось.

В начале тридцатых годов прошлого века миллиардер Бэзил Захаров, русский по происхождению, решил организовать подъём затонувшего клада "Хэмпшира". Он же и профинансировал поисковую экспедицию.
Летом 1932 года спасательное судно "КСР" обнаружило место гибели корабля. Крейсер покоился на 80-метровой глубине. Работы на такой глубине требовали особого снаряжения. Это обстоятельство и нагрянувшая осенняя непогода вынудили отложить подъем.

Работы возобновились весной 1933 года. К работе привлекли всемирно известных водолазов: американцев Котни и Мэнсфилда, австралийца Костелло. А также двух немцев: бывшего морского офицера Вейсфельдта и превосходного ныряльщика Брандта. Чарлз Котни — был техником. С годами он стал искусным механиком.  Мог разобраться и устранить неисправности сложнейших сейфовых замков банковских хранилищ.

На месте выяснилось, что из-за сильного течения корабль свободен от ила, и в его внутренние помещения можно проникнуть через зияющие пробоины в носовой части. В ход пошли газовые резаки, с помощью которых проделали лаз на нижнюю палубу. Но работа шла медленно, к тому же постоянно запутывались воздушные шланги. Тогда пустили в ход взрывчатку, невзирая на опасность детонации погребов боезапаса крейсера — таким рискованным, но куда более эффективным способом расчистка дороги к сокровищам пошла куда быстрее. Наконец из капитанского сейфа извлекли судовые документы, шифровальные таблицы и 15 тысяч фунтов стерлингов - судовую кассу крейсера. Но заветных ящиков не было.

«Было очень трудно вскрыть сейф, – рассказывал позднее Котни. – Мне приходилось быть крайне осторожным, чтобы случайно не нажать кнопку какого-нибудь потайного замка. Кроме того, у таких замков часто бывают предохранительные устройства, которые могли бы сыграть со мной злую шутку. Однако мне удалось благополучно открыть сейф и вынуть тайник, в котором, как я позднее установил, находилось около 60 000 долларов золотом».
Котни продолжает: «До 24 апреля мы несколько раз производили взрывы, чтобы устранить мешавшие нам корабельные части. Наконец наступил день, когда мы могли праздновать победу после столь тяжелой работы, В бронированной кладовой лежало 10 миллионов фунтов золотом, ожидавшие, когда их поднимут на поверхность.

Металлические ящики с золотом наконец-то обнаружены. Опасные взрывные работы можно было прекратить. Осталось простое дело - извлечь золото и вытащить его наверх. В работе незаметно пролетело два дня, и часть ценностей уже оказалась на борту судна. Но внезапно, без всяких причин, корпус крейсера дрогнул и сдвинулся. От резкого крена обломки покорёженных конструкций обрушились на находившихся под водой людей...

Поток ила так сильно отбросил Котни к стене каюты, что хрустнуло запястье его левой руки. Он с трудом дополз до своих товарищей. Мэнсфилд и Костелло едва держались на ногах, они были практически без сознания. Когда снова появился ток и восстановили связь с поверхностью, Котни подтащил своих товарищей к подъемнику. Последним лебедка подняла его самого. Когда с Котни сняли шлем, он рухнул на палубу рядом с Костелло. Тот лежал с продавленной грудной клеткой. Мэнсфилд харкал кровью. В Берлине он вскоре умер от ран. Невдалеке корчился от боли Вейсфельдт, у него сломан позвоночник. Брандт лежал лицом вниз – он мертв.

После этого британское Адмиралтейство запретило все работы на "Хэмпшире". В настоящее время затонувший корабль находится под защитой Английского закона о военных Захоронениях от 1986 года. Золото так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн.

Источник: ТАЙНА ГИБЕЛИ КРЕЙСЕРА "ХЭМПШИР"

Иллюстрация: Автор: H. Symonds & Co—IWM shows no record of which specific employee of this company took the picture - This is photograph Q 39007 from the collections of the Imperial War Museums (collection no. 2107-01), Общественное достояние,